РУС УКР

Погода в Боршне

Без текста
Горящие путевки Авиа и ж.д билеты: продажа и доставка
мотель "Боршна" Активный отдых. Активные туры. Каталог туристических сайтов.
Форум любителей активного отдыха: рыбалки, обычной и подводной охоты, конного спорта.
Наша кнопка:
Показать код
мотель «Боршна»

Густынский монастырь

Густыня

По трасе Сумы – Киев мимо березовой рощи в глубоком яру, держим путь в Густыню. Название села происходит от слова «густынь» - густого леса, который рос на месте образования села.

Начало Густынского монастыря было положено в 1600 году.

Основателем монастыря был монах Иоасаф. Он вместе с другим старцем, иеромонахом Афанасием, пришел с Афонской горы и первоначально поселился в Киево-Печерской Лавре. Но Афанасий, прожив некоторое времени в Лавре, с благословения архимандрита Лавры Елисея, удалился для уединения за несколько верст от Киева вверх по Днепру, в местечко Межигорье. За Афанасием последовал старец Иоасаф. В Межигорье Афанасий, при участии Иоасафа, основал Межигорский монастырь, восстановив там ту обитель, которая существовала в Межигорье до нашествия на Киев Батыя. Афанасий был избран в игумена Спасо-Преображенского Межигорского монастыря.

ГустыняИоасаф же, соревнуя Афанасию, возымел желание для распространения благочестия и славы Божией устроить где-либо новый монастырь. С этой целью он, испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове «Густынь». Этот остров, уединенный, окруженный со всех сторон водой и покрытый густым, дремучим лесом, представлял наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и в самой густоте леса с молитвою водрузил крест, решившись на том месте основать иноческую обитель. Вскоре на остров к Иоасафу начали собираться лица из многих мест, приходившие на остров и селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Живя на острове и трудясь со своими учениками над построением келий и ограды, Иоасаф, по милости Божией, получал немалую помощь и от окрестных жителей, которые снабжали его и жизненными припасами, и деньгами, и строительными материалами.

Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. А так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля. И все единодушно избрали настоятелем новоустроенной обители старца Иоасафа, принявшего уже схиму.

Так возник новый монастырь, со своей церковью и с достаточным количеством братии, со своим настоятелем, с правильным устройством монастырской жизни и порядка. Новосозданная обитель во многом еще нуждалась и требовала усиленных трудов по её благоустроению.

Но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря, при больших при этом хлопотах, трудах и заботах, было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь.

ГустыняОбозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Для этого он, по получении рекомендательных писем от Лубенских князей, бывших управляющими имений Вишневецких, Симеона Лыко и Симеона Свяцкого, и от других значительных по происхождению лиц, отправился вместе с Иоасафом на Волынь к православному князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской, происходившей из фамилии Молдавских господарей Могил, из которой был митрополит Киевский Петр Могила.

Получив желанную грамоту на владение островом Густынью и другими угодьями, обеспечивши обитель к дальнейшему существованию, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую в честь Успения Богоматери церковь с приделом при ней в честь Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал два скита: Ладынский в 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619 году. Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они отошли от ведения ими Густынским монастырем и были обращены в самостоятельные обители.

Вскоре же по основании монастыря обители этой было суждено подвергнуться тяжким испытаниям. Случившиеся в 1625 и в 1636 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией монастырь вскоре вновь отстраивался. В 1639 году обитель посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен монастыря Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь.  В 1641 году эта церковь была заложена и через три года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

При игумене Авксентии случился третий пожар в 1671 году, истребивший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, находившаяся в башне и построенная в промежуток времени с 1641 по 1671 год, и несколько келий. Вскоре приступили к возобновлению монастыря. В 1672 году была построена новая колокольни, одна башня, несколько келий.

ГустыняВ 1674 году приступили к построению большой Троицкой церкви. Эта церковь построена гетманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Она каменная, пятиглавая, и существует до настоящего времени, служа памятником усердия благочестивого гетмана и образцом зодчества старинных малороссийских храмов. В 1675 году 23 мая, в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил в сан иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Российской церкви и причисленного церковью к лику святых, митрополита Ростовского.

Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах рассказа повествует следующее:

«В одном из нападений на Малороссию врагов ее, все жители Украины, спасаясь от преследований неприятелей, разбегались из своих домов и укрывались в лесах и в разных других потаенных местах. Многие, конечно, были умерщвляемы варварами. Вблизи Густынской обители враги убили троих младенцев и тела их бросили в поле около монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал их членов: они как были брошены, в таком виде и сохранились, и тела их были мягки, хотя стояли морозы и сыпал снег. Некоторые благочестивые христиане принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле, хотя, впрочем, в неудачном месте.

При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и, между прочим, сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец, он передал об этом старцу-иноку. Тогда сей последний рассказал о случае трех убиенных младенцев и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными. Тогда они были перенесены для погребения в более достойное место и похоронены на том месте, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы.»

Следуя примеру князей Вишневецких, давшим Густынскому монастырю землю и угодья, многие начальствующие и частные лица разных званий и сословий обогащали монастырь своими вкладами. Жертвовали земли, леса, сенокосы, рыбные ловли, дома в городах и селениях со всеми принадлежащими к ним землями и постройками, сады, огороды, пруды. А гетманы и паны отдавали монастырю даже целые селения, хутора и деревни, закрепляя их за монастырем в вечное владение.

ГустыняСверх того, Густынский монастырь имел право и возможность сам приобретать земли, леса и другие угодья, коих он и приобрел достаточное количество. Ему принадлежали земли в трех уездах: Прилукском, Роменском и Путивльском, принадлежавшие тогда к Черниговской губернии. Всех земель принадлежало монастырю более трех тысяч десятин и свыше 3000 душ крестьян.

Благодаря всем жертвам, поступавшим в монастырь от доброхотных дателей, и вследствие личных приобретений монастырем разных имущественных владений, к концу XVIII столетия Густынский монастырь находился в полном процветании и благоустройстве, считался самым богатым из всех монастырей Малороссии и назывался в простонародье «второю Лаврою».

Но это благоденствие Густынской обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. Густынский монастырь был назначен к упразднению и в 1793 году закрыт.

В период нахождения монастыря под закрытием, как монастырская каменная ограда, так и другие здания, равно и церкви бывшего монастыря подверглись значительному повреждению, и даже почти полному разрушению.

В 1845 году Густыню посетил Т.Г. Шевченко, преследуя цель отобразить в своих рисунках архитектурные и исторические памятники монастыря. Работал в Густыне Тарас Григорьевич целый день. Было это 28 июня 1845 года. К вечеру поэт из Густыни взял путь на Прилуки через Боршну. На окраине с. Валки посетил шинок Омельки Самойленка, долго отдыхал подле Боршнянской мельницы.

Еще одно возрождение монастыря начинается с февраля 1994 года, а зарегистирован монастырь 27 марта 1995 года. Поднялись из руин и действуют Свято-Троицкий собор, Воскресенская, Петропавловская, Николаевская церкви, обновлены хозяйственные помещения, кельи и т.д. 

Божья благодать разливается над этим краем, помогая возрождаться из руин.

Источник: http://gustynia.kiev.ua